Государственный экологический контроль

Государственный экологический контроль

 

  При проведении мероприятий по осуществлению экологического контроля  Управление Росприроднадзора по Тюменской области руководствуется Положением об Управлении, ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю»; Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утверждённое постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тюменской области, утверждённое приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.11.2008 № 495; Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утверждённые постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 № 53; План контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по Тюменской области, утверждённый приказом Федеральной службы по надзору в сфере;  ст.25 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.24 Федерального закона РФ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

 

Права и обязанности государственных инспекторов, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха

 

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (Глава V. Контроль за охраной атмосферного воздуха (ст.ст. 23 - 27)):

 2. Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке:

беспрепятственно посещать объекты хозяйственной и иной деятельности, в том числе объекты оборонного значения, на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и работу очистных сооружений, средств контроля за такими выбросами;

проверять соблюдение установленных нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

определять размеры вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;

направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях;

аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия таких разрешений не соблюдаются;

вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;

проводить измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом;

давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

привлекать к административной ответственности граждан, юридических и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

предъявлять иски физическим и юридическим лицам за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

осуществлять иные не противоречащие законодательству Российской Федерации действия по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции.

3. Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, обязаны:

иметь соответствующий уровень подготовки в области охраны атмосферного воздуха;

осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, законодательством Российской Федерации о государственной службе и административным законодательством Российской Федерации;

осуществлять контроль за соблюдением на соответствующей территории установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также других условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;

обеспечивать контроль за выполнением заключений государственной экологической экспертизы;

взаимодействовать с общественными природоохранными организациями при осуществлении контроля за охраной атмосферного воздуха;

обосновывать размеры возмещения вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха;

информировать органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, правоохранительные органы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в пределах своей компетенции;

подготавливать и направлять материалы о нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в правоохранительные органы.

 

В соответствии с Приказом Минприроды России от 31 октября2008 г. N 300 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха" (с изменениями и дополнениями)

34. Должностные лица Росприроднадзора и его территориальных органов при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

1) посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха материалами;

2) проверять:

соблюдение стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, а также установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух и других условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него; выполнение программ и мероприятий по охране атмосферного воздуха;

осуществление мер в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации по охране атмосферного воздуха;

выполнение заключений государственной экологической экспертизы;

соблюдение требований, норм и правил в области охраны атмосферного воздуха при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработки и утверждения нормативов предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

внедрение малоотходных и безотходных технологий в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

полноту и эффективность выполнения организационно-технических и технологических мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с целью сокращения до установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ или исключения таких выбросов;

осуществление мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

осуществление учета вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, в том числе состояние ведения учета в области охраны атмосферного воздуха по установленным формам;

своевременность, достоверность и полноту предоставления государственной статистической отчетности по установленным формам;

наличие и эффективность функционирования предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха сооружений, установок, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также контроля за соблюдением установленных правил их эксплуатации;

обеспечение своевременного вывоза загрязняющих атмосферный воздух отходов с территорий объектов хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;

выполнение предписаний государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

выполнение и эффективность мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях;

соответствие новых технологий, техники, материалов, веществ и другой продукции, а также технологического оборудования и других технических средств установленным требованиям охраны атмосферного воздуха;

наличие и сроки действия выданных в установленном порядке сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха;

наличие выданных в установленном порядке сертификатов, подтверждающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов;

организацию и проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, в том числе аналитического (инструментального) контроля, и наличие лиц, ответственных за его проведение;

соблюдение иных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

3) предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха и нарушений требований законодательства, выявленных при осуществлении государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха;

4) привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны атмосферного воздуха;

5) осуществлять иные, определенные законодательством Российской Федерации полномочия.

35. Должностные лица Росприроднадзора и его территориальных органов обязаны:

предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха;

разъяснять нарушителям законодательство в области охраны атмосферного воздуха, а также их права и обязанности;

соблюдать требования законодательства.

 

 

Перечень обязательных требований (стандартов), предъявляемых к предприятиям-природопользователям в области охраны атмосферного воздуха:

 

- Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- Документы о наличии передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (количество единиц, марка автомобиля, разбивка на карбюраторные и дизельные, вид и расход топлива);

- Паспорта на пылегазоочистное оборудование

- Документы о назначении лиц, ответственных за эксплуатацию пылегазоочистных установок (ПГУ);

- Журналы контроля за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников;

- Журналы первичного учета охраны атмосферного воздуха по формам ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3;

- Аттестат аккредитации лаборатории, осуществляющей контроль за соблюдением нормативов ПДВ;

- Планы-график контроля за выбросами в атмосферный воздух;

- Протоколы лабораторных исследований выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- Сведения об охране атмосферного воздуха, отчет по форме 2- ТП (воздух) за 2007 - 2009 годы;

- Приказ о возложении обязанностей на должностное лицо, ответственное за соблюдением требований природоохранного законодательства;

- Сертификат соответствия международному стандарту ИСО 14000;

- Экологический паспорт природопользователя в соответствии с ГОСТ 17.0.0.06.

- План мероприятий по охране окружающей среды и экологической безопасности на 2008 - 2010 годы;

- Отчет по выполнению мероприятий по охране окружающей среды и экологической безопасности.

 

Должностные лица Росприроднадзора вправе затребовать дополнительные материалы для анализа и обобщения результатов проверки.

 

 

 

Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов, осуществляющих контроль в области охраны окружающей среды, в том числе обращения с отходами

 

В соответствии с Федеральным законом от 10 января2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ст.66)

1. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

2. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны:

предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности;

соблюдать требования законодательства.

3. Решения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

Перечень обязательных требований (стандартов), предъявляемых к предприятиям-природопользователям в области обращения с отходам:

 

- Лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (при осуществлении такого вида деятельности);

- Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии от 16.02.2010 № 30; для субъектов малого и среднего предпринимательства.

- Характеристика объекта размещения согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии от 25.02.2010 № 49 (при наличии собственных объектов размещения отходов);

- Договоры на вывоз и утилизацию отходов производства и потребления (с лицензиями на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов);

- Счета-фактуры или акты выполненных работ по договорам на вывоз и утилизацию отходов за 2008-2009 годы, I-Ш кв. 2010 года;

- Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемый юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами;

- Паспорта отходов I-IV классов опасности

- Документы, подтверждающие ведения учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

- Талоны с мест захоронения отходов, подтверждающие размещение отходов IV-V классов опасности, а так же акты о сдаче отходов на переработку или утилизацию;

- Приказ о назначении лиц, ответственных за обращение с отходами;

- Копии свидетельств (сертификатов) на право работы с опасными отходами, подтверждающих профессиональную подготовку работников, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировании, размещению и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;

- Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления отчет по форме 2-ТП (отходы);

- Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду

- Платежные поручения об уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

 

Должностные лица Росприроднадзора вправе затребовать дополнительные материалы для анализа и обобщения результатов проверки.